КОЛЕСА.
Типы катков танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
Первый вариант колес на танке Т-34 легко отличить по количеству болтов, скреплявших диски. Их было 12.
Стальные траки танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
По другим источникам, работы по разработке ходовой с внутренней амортизацией были начаты еще в начале осени 1941 года, но сохранившиеся чертежи этих разработок, изображают совсем другую конструкцию, отличавшуюся большим диаметром центральной части, в которой устанавливались четыре кольца диаметром 650 мм. Такой вариант не давал существенной экономии резины, а изготовление таких больших колец на неспециализированном предприятии было невозможно.
Немцы по-своему оценили то, что в разгар войны, русские отказались от низкокачественной синтетической резины в пользу натурального (довоенного!) каучука. Внутренняя амортизация все шире использовалась Германией, по мере ухудшения положения с резиной и советский опыт приводился как классический пример.
С января 1942 года, катки с внутренней амортизацией были освоены на других заводах, а летом 1942 года были рекомендованы для всех танков Т-34, сначала для установки их в середине ходовой части (по август 1943 года),а затем, с разрешения наркома танковой промышленности, повсеместно. По мере стабилизации поставок союзниками, от внутренней амортизации постепенно отказываются. Сперва заменяют на обрезиненный первый каток, затем первый и последний, а затем первый третий и последний катки. К концу 1943 года от выпуска сталинградских катков отказались полностью, хотя они еще встречались в войсках. Даже в послевоенном "Руководстве по эксплуатации..." допускалось использование катков с внутренней амортизацией на Т-34-85.
Варианты ходовой части танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
В последствии, при анализе применения упрощенной ходовой части, отмечался ряд крайне негативных факторов, воздействовавших на подвеску, трансмиссию и двигатель, приводивших к снижению боевых качеств танка.
Но опыт производсгва катков методом литья не пропал даром - налаженный цикл, впоследствии был использован при изготовлении дисков для обрезиненных катков.
Поскольку работы по совершенствованию танка Т-34 и его дальнейшего развития - Т-43 и Т-44 велись параллельно, многие конструктивные решения переходят из одной темы в другую.
Литой каток с ребрами жесткости "через один" появляется на танке Т-34 сначала без малых отверстий, затем с шестью малыми отверстиями в средней части диска. Такие колеса характерны для уральских танков выпуска 1943 года. В дальнейшем, на их дисках появляется более развитое оребрение, а количество малых отверстий варьируется от двенадцати до десяти. Встречаются два вида таких колес - ранние с большими отверстиями, и с отверстиями меньшего диаметра, но с кольцевыми усилениями вокруг отверстий. Бандаж на них отличается от бандажа раннего типа - с перфорацией и рисками - их 40, что связано с организацией производства резины для тридцатьчетверки на других предприятиях. На последних типах литых катков, бандаж применяется уже без рисок и перфорации, но с разными видами рисунка на боковой стороне, как и у штампованных колес тех же лет выпуска.
Варианты маркировки катков танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
Новые ленивцы получают усиленное оребрение (десять одинаковых ребер жесткости), а затем и кольцевые усиления вокруг отверстий. Их диаметр уменьшился с 504 до 495 мм.
В таком виде они сохранились до конца производства "тридцатьчетверки".
С начала 1942 года ведущие колеса льются уже целиком, а не изготавливаются из двух частей как раньше, поэтому на них исчезают 12 коронных гаек, скреплявших половинки посередине.
Ведущее колесо некоторое время выпускалось цельнолитым и без роликов, на это решение очень скоро было признано неудачным. С началом установки на танк пятискоростной коробки передач (еще одно техническое решение пришедшее с проекта Т-43), диаметр ведущего колеса был увеличен с 634 до 653 мм, и таким оно и оставалось, хотя небольшие внешние отличия все-таки встречались.Крышки подшипников встречаются двух идов - полусферические, и в форме вытянутой пусферы. После войны в центре крышки повился еще один болт - для удобства смазки.
Среднестатистическая "тридцатьчетверка" проходила ремонт 4,5 раза. Далеко не всегда в наличии были катки того типа, что стояли прежде. Даже в послевоенном "Руководстве по эксплуатации танка Т-34-85" предусмотрена возможность установки катка с внутренней амортизацией. На практике, от этого типа катов, избавлялись при первой возможности, сочетание "трак-каток-ленивец-ведущее колесо" было весьма и весьма разнообразным здесь приведены только наиболее характерные примеры.