Специальные дорожно-строительные машины появляются на стройплощадке с самого начала работ. Самая известная из этих машин — каток. Каток применяют не только при строительстве нового дорожного полотна, но иногда и для разрушения старого покрытия.
Принцип действия катка очень прост: большой и тяжелый барабан катится по поверхности, выравнивая на ней все выступы и ямки, уплотняя и разглаживая дорожное полотно. Внутрь вальца-барабана засыпается песок или заливается вода — для тяжести. Таких тяжелых металлических барабанов (их еще называют вальцами) на одной машине может быть несколько. Их ставят в ряд или попарно, они могут быть гладкими или решетчатыми. Еще катки бывают «пупырчатыми»: на барабан надевают специальную шину, покрытую жесткими пупырышками — кулачками, которые разминают и раскатывают грунт. Для того чтобы грунт между кулачками не застревал, на каток ставят специальные расчески-скребки, которые чистят барабан прямо во время работы. Иногда вместо колес и вальцов используют особые самопередвигающиеся вибрационные плиты. Они кладутся на грунт и уплотняют его всей своей плоскостью.
Равномерно уложенное и уплотненное покрытие окончательно обрабатывается катками. Катки бывают прицепные и самоходные. Прицепной каток — это прочная металлическая рама, на которой установлен тяжелый барабан-валец, эту раму тянет трактор.
Кулачковый каток с «пупырышками» уплотняет грунт сразу на 80 см. Еще эффективнее работает вибрационный каток. Он оборудован специальным вибрационным устройством, которое заставляет тяжелый барабан-валец постоянно трястись и дрожать: в результате грунт трамбуется гораздо быстрее. За 4 — 8 проходов он уплотняется на глубину до 1,5м.
По массе катки разделяют
на легкие (10 — 18 т),
средние (20 — 25т) и
тяжелые (40 — 50 т).
Если рабочая площадка невелика, то удобнее всего использовать мини-каток:
А вот такое "зубастое чудовище" используют чтобы разрушать старое асфальтовое покрытие:
А это — каток среднего размера для укладки асфальта на пешеходных тротуарах в городах:
А вот ещё один красавец - Вибрационный тяжелый самоходный кулачковый строительный одновальцовый дорожный каток, используется для уплотнения грунта, создания плотных гравийных подушек при строительстве дорог:
И сразу следом за ним идёт аналогичный каток-конкурент от фирмы CAT. Этот тоже вибрационный тяжелый самоходный кулачковый одновальцовый дорожный каток, который активно используют при строительстве крупных дорог, аэродромов, автомагистралей:
А вот, наконец, строительный тяжелый самоходный двухвальцовый вибрационный дорожный каток для укладки асфальта на больших площадях. Очень мощная и эффективная техника на крупных стройплощадках:
И ещё один тяжелый самоходный каток вибрационный дорожный каток от той же фирмы LONKING, но уже одновальцовый:
Каток может уплотнять и выравнивать дорогу не только барабанами-вальцами, но и резиновыми покрышками или пневмошинами. На некоторых моделях на раму крепятся 4 — 8 колес с пневматическими шинами, смонтированными в один ряд. За этими колесами катятся колеса самого катка. Два ряда колес идут в шахматном порядке. Ниже фото как раз такого катка. Это самоходный тандемный пневмошинный дорожный каток:
И под занавес представляем гибрид — вибрационный самоходный кулачковый одновальцовый дорожный каток, оснащённый спереди дополнительным оборудованием — бульдозерным отвалом:
Видео фильм. Строительный пневмошинный каток фирмы HAMM GRW 15 за работой по укладке асфальта на строительстве дороги: