Как справедливо отмечает ряд экспертов, Украина в области оружейного экспорта является лидером по сбыту техники бывшей в употреблении. При этом, особенным успехом у украинских партнеров пользуются танки типа Т-72. С одной стороны Т-72 это танк - легенда, славный достойными боевыми характеристиками, потрясающей неприхотливостью и надежностью. С другой стороны, Украине в области тяжелой БТТ больше нечего предложить. Машиностроительный завод им.Малышева - головной украинский производитель бронетехники - утратил возможность выпуска новых танков. Об этом свидетельствуют большие проблемы, возникшие у предприятия в связи с выполнением контракта с Таиландом всего на 49 машин, выполнение которого затягивается в следствии нехватки комплектующих и отсутствия в Украине полного технологического цикла по изготовлению таких сложных изделий как танк. По сообщениям работников предприятия, первая партия машин изготавливается путем переделки выпущенных ранее танков Т-80УД и Т-84, при этом по максимуму используется задел деталей, узлов и оборудования, находящийся на хранении еще со времен Советского Союза.
"Оплот - работы пошли полным ходом. Уже в 150 цеху переваривают корпус и башню. С удивительной быстротой. История такая. На заводе во время пакистанского контракта был танк по кличке "Патриот" знаменитый тем, что его 4 раза пытались вытолкать в Пакистан, но все 4 раза он серьёзно ломался. В итоге он так и не поехал и в разобранном виде валялся по всему заводу. Теперь его начали стаскивать в кучу. Т.е. первый Оплот будет делаться из пакистанского Т-80УД. Говорят что в Киев уже поехала делегация за следующими корпусами. Видимо следующие - 4 оставшихся в Украине старых Оплота, которые Т-84. Вот и получаются те самые 5 Оплотов 2012 года." Цитата
"Я работал на Заводе Малышева. Это руины. Почти всё оборудование - разворовано. Полгода без зарплаты. Всех специалистов-технологов и конструкторов сократили. Осталась стадо начальников и несколько сотен рабочих-пенсионеров живущих на пенсию и халтуры. Никаких танков завод делать не способен.А погуглите на "танк Оплот" или "БТР-4". Обрыдаетесь. Всё супер. Всё круто и шикарно. Хотя единственный существующий Оплот-М это переваренный советский Т-80УД. Но в Таиланде - этого не знают". Цитата
"Десять лет завод сидел практически без заказов. Сделали несколько десятков МТО для китайцев (они на экспорт продают танки с харьковским МТО, а для себя - с немецкими) и собрали за эти 10 лет около 80 Булатов (модернизированный Т-64) - на 115 заводе взятые из армии танки разбирают до винтика и капиталят, а собирает и испытывает - Малышева. Ж/д дизели - практически не берут. Один - два в год. Многие цеха вообще заброшены. Сейчас осталось меньше двух тысяч человек. В цехе 110 остался ОДИН рабочий-станочник. Огромный пустой тёмный цех - станки-станки-станки. И бродячие собаки которые там живут на постоянной основе. 120, 130 и 180 цеха объединили в один цех - 130. И там осталось человек 50. 170 уничтожен и продан (но хозяев туда не пустили), остатки оборудования (кроме того что сдали на металлолом) перевезли и бросили в цеху 200. В 140 - теплиться жизнь в 160 - не знаю. Отопления нет. Рабочих не кормят, спецодежды не дают. Осталось меньше двух тысяч человек. Регулярные невыплаты зарплаты. При этом зарплаты маленькие. Текучка кадров - дикая. Практически проходной двор. При этом ХКБМ и 190 цех - цветёт и пахнет. Там был хороший руководитель - генерал-лейтенант Борисюк. А на Малышева за 8 месяцев что я там проработал поменялось 4 генеральных дурака. Заводу сильно не повезло. После Пакистанского контракта Киев посадил заводу на голову банду вредителей-ликвидаторов (так называемая банда Ботаника), которая собиралась завод уничтожить и на его месте построить развлекательный центр... Именно они развалили Серп и Молот - единственный в Украине моторостроительный завод. От него вообще ничего не осталось. Заводу не дают поднять голову и заняться нормальной гражданской продукцией - в Киеве зорко следят что бы Завод не выбрался из удавки нищеты. Народ халтурит - запчасти для дизелей, всякая мелочёвка. ХКБМ в частном порядке за наличку заказывает кучу деталей которые потом продаёт в три раза дороже." Цитата
" В 210 цех брали всех подряд. Кроме меня туда ещё собрался Юра Забиякин. И мы пошли вместе с ним, по дороге встертили Сучкова, и договорились что пойдём в его бригаду. И заверте... Работал на сборке МТО. Ставили двигатель, коробку передач, раздатку, систему смазки, крышу. Ставили-снимали, ставили-снимали, ставили-снимали. Из-за того что Сучков бухал прямо на работе, а новый мастер Ольшевский был придурок и со стопятнадцатого завода делали мы это в основном бесплатно. Уволился я из-за маленькой зарплаты. За декабрь я заработал 1700 гривен, а за январь где-то 800-900. Расчётный я так и не получил только деньги и отпускные. Юра уволился где-то через месяц, а я остался. Когда уходил - не осталось ни одного человека который работал вместе со мной в сенятбре. Вот такая там текучка кадров" Цитата
"...за 2011 г. госконцерн "Укроборонпром" профинансировал завод в счет предоплаты по договорам на 94 млн.грн. В частности, из этих средств была погашена задолженность по зарплате. Кроме того, в конце декабря 2011 г. завод ожидал получить 40 млн.грн. из госбюджета на подготовку производства танков, но деньги получены не были. "Сейчас производство некоторых узлов танка "Оплот" завод им.Малышева вынужден размещать на других предприятиях (среди них - харьковские и киевские). Мы эти узлы делать не сможем, так как у нас нет технологического комплекта оборудования, который мы планировали приобрести за обещанные нам деньги", - отметил Н.Белов (ген.директор ЗиМ-прим.)" Источник
" Приехали три раздолбаных Берёзы (Т-80УД). Совершенно убитые. Прицелы отдельно, многое с мясом вырвано, аппаратура в хлам, люки отодраны... Сейчас их очень быстро разбирают в 130 цеху. По закладным стендам - Т-80УД и Оплот абсолютно одинаковы. Но потом варить нужно другие детали. Мороки много. "Патриот", кстати, уже переварили. В 130 корпусе на днях торжественно пустили новую котельную. Всех рабочих 130 цеха полностью забрали из 210" Цитата
" 08.12.2012г. На данный момент зарплату дали за сентябрь и вроде как обещали до конца года ещё что-то дать. Наблюдается некая деятельность. Говорят, что из Киева приезжал зам ихнего генерального, который побродив по Заводу, выяснил, что оккупационная администрация завода во главе с гяуляйтером Беловым ведёт себя как Хаджа Насредин который пообещал шаху за двадцать лет научить ишака читать Коран. После этого заводское начальство получило по первое число, а завпроизводством Пащенко (бывший начальник заводского комитета комсомола) стал замом нового завпроизводства, которого завезли из Изюма. Почти сделали отопление в сотом корпусе. Т.е. в цехах 130, 150 и 110. По Оплоту. Башня из цеха 150 в цех 130 пока так и не доехала. Потому что её постоянно переделывают. Сделают рабочие башню, всё приварят, и даже прогрунтуют, а тут придут хкбээмовцы и говорят – неправильно. Переделывайте. Народ со страшными матами всё обрезает, зашлифовывает и готовится переделывать а на следующий день опять приходят хэкабэмовцы и говорят что вчера было всё правильно... Однако подготовка к производству набирает обороты. В цех 200 уже завезли заготовку для больших танковых торсионов. 50 штук. Вроде бы таки восстановили станки на участке, на котором собирались делать гусеницы и которые полтора года простояли неисправные. Там же собираются делать коробки передач для танковых МТО. Походив тут по разным заводам скажу что аналогов цеха 200 нет не только в Харькове но и во всей Украине. Если они не смогут – никто не сможет. Восстановили цех 145, который делал лотки и детали кабины. Чертежи Оплота в цех 130 уже пришли. Рабочие в них пытаются разобраться. В хэкабээмовских каракулях разобраться способен не каждый. Мне, например, в своё время это так и не удалось. А инженеров-технологов и сотрудников отделов, которые исторически этим занимались, сократил ацкий Мазин. Вот и приходиться рабочим самим разбираться. Кстати, по башне новизна якобы 80%." Цитата
Один лишь маленький пример - опорные катки танков Т-80УД, Т-84 и Оплот никогда не выпускались на Украине и не выпускаются до сих пор. Ранее все поставки шли с предприятий, находящихся в России. Именно по этому ХКБМ прилагались огромные усилия для "пропихивания" в Пакистан варианта танка Т-80УД с катками от Т-64 (об.478ДУ).
Не смотря на бравурные заявления украинских пропагандистов об успешности испытаний такого образца, пакистанские военные напрочь от него отказались, а в дальнейшем при проектировании совместно с Китаем своего национального танка "Аль-Халид" пришли к решению полного заимствования ходовой части российского танка Т-72. Аналогичный выбор сделали и китайцы, как для танков идущих в национальную армию, так и для экспортных образцов.
Еще печальнее участь танков Т-64, выведенных из боевого состава и в большом количестве находящихся на хранении - эти крайне неудачные по
конструкции машины ныне попросту никому не нужны, в отличие от весьма популярных на рынке танков Т-72. Самой громкой сделкой стал подписанный в июне 2011года контракт с Эфиопией на поставку 200 танков Т-72. Однако, подписать контракт - это только часть дела - его ведь необходимо еще и выполнить! А вот с этим опять у украинских бизнесменов от ОПК возникли проблемы, ибо как оказалось, ресурсы и запасы конечны. Распродавая со времен крушения СССР танки Т-72 сотнями, ныне Украина столкнулась с проблемой их комплектации при капитальном ремонте. Из-за нехватки новых двигателей типа В-46 и В-84, на Украине были вынуждены заняться так называемой "модернизацией", а по сути адаптацией того что по факту есть в наличии. Так, на Т-72 стали устанавливать двигатель 5ТДФМА, мощностью 1050л.с. разработанный и производимый в Харькове. В настоящее время он устанавливается на части танков, получивших наименование Т-72УА1. При этом в МТО сохраняется фирменная уральская вентиляторная система охлаждения. По заявлениям некоторых представителей Киевского танко-ремонтного завода (отвечающего за подготовку танков к экспортной поставке), сделано это было с целью удешевления.
Однако, о каком удешевлении может идти речь, если практически все МТО подверглось перекомпоновке для чего пришлось даже менять геометрию корпуса), переделывались редуктора и собственно вентилятор? Ответ прост - сохранение вентилятора потребовалось для обеспечения нормального охлаждения. Повышенная по сравнению с родным двигателем В-84 "паспортная" мощность 5ТДФМА тоже отчасти лукавство и вынужденная мера - при эксплуатации в жарком африканском климате во избежание перегрева приходится искусственно снижать мощность избегая максимальных режимов. Установка 1050-сильного двигателя в таких условиях хоть как-то гарантирует подвижность "модернизированного" украинского танка на уровне машин с оригинальной силовой установкой в 840 л.с.
Забавна и история с динамической защитой. В украинских СМИ и Интернете ведется активная рекламная компания по продвижению"фирменной" ДЗ "Нож" и "Дуплет". Однако на практике поставляемые инозаказчикам танки Т-72 оснащаются либо стандартным комплектом навесной ДЗ "Контакт" (Т-72АВ, Т-72Б1), либо, как в случае с Т-72УА1 и прочими "модернизированными" образцами "нечто не определенное" и "не имеющее наименования". При ближайшем рассмотрении в этом "нечто" угадываются черты ДЗ "Контакт-V". Так почему "честно" не назвать то, что монтируется на модернизируемые украинские танки? Все очень просто - в этом случае украинские производители будут вынуждены делиться доходами с российским разработчиком ДЗ. В начале 1990-х гг Украина уже имела по этому поводу неприятности при поставке танков Т-80УД в Пакистан, и повторения не желает, хотя все при этом прекрасно понимают, что нарушаются права российского патентообладателя.
Второй щекотливый момент - это маркетинговые соображения. В настоящее время украинские "эксперты" рекламируя национальную ДЗ "Нож" всячески стараются принизить характеристики российских образцов динамической защиты. А одновременно критиковать и тут же самим этим же торговать - люди просто не поймут!
Третье обстоятельство, которое подсказывают нам сами украинцы - дороговизна "Ножа", ибо на все вопросы по поводу установки ДЗ на Т-72УА1дается практически стандартный ответ - "это желание заказчика для удешевления"... На самом деле заказчика просто ставят перед нелегким выбором: или плати большие "бабки" и получай "Нож" с сомнительными характеристиками, или экономь, но не жалуйся - скомплектуем из того "что было" и как умеем.
Умеем... еще одно "сакральное слово" для украинского танкопрома. Большинство специалистов удивляется: отчего на башне Т-72УА1 смонтирована ДЗ "Контакт-V", а на корпусе всего лишь навесной "Контакт"? Все дело как раз в "умении" и возможностях производства. Изготовить по "уварованной" конструкторской документации башенные секции "Контакт-V" не сложно. Так же не составляет труда и сделать приварки под них на башне. А вот выполнить работы по установке "Контакт-V" на ВЛД корпуса в условиях ТРЗ без поставки комплектующих с серийного завода-изготовителя - технологически невозможно. Вот потому и навешивают на корпус Т-72УА1 "кирпичи" "Контакта".
Отдельная "песня" касается ходовой части! Катки и гусеницы, как известно, являются ресурсными изделиями, относительно быстро изнашиваются и подлежат замене. На хранении, как правило, находятся танки с ходовой в весьма плачевном состоянии, требующем замены при подготовке к экспортной поставке. А где на Украине взять опорные катки и гусеницы, производимые только в России? Ну ладно, есть еще запас гусеничных лент под Т-80УД - они очень близки по конструкции к гусеничным лентам используемым на российских танках Т-90С. Близки за одним исключением - на гусеницах Т-90С беговая дорожка металлическая, а на Т-80УД обрезиненная.
"Пока что ВСЕ Оплоты это переделка Т-80УД. Производство ходовой
для Оплота нужно восстанавливать с нуля - 170 и 175 цеха Завода имени
Малышева - уничтожены. 170 цех - пустой без станков стоит уже несколько
лет, а 175 - сейчас передаётся Заводу имени Фрунзе. Производство гусениц
-автоматические линии - тоже уничтожено - его собирались
восстанавливать с нуля в цехе 200. Но - некому. Год назад была хоть
какая-то молодёжь (человек 10-15), а теперь - на весь цех один молодой
рабочий. И тот сбежит. Поэтому пока единственный способ производства
Оплотов - переделка старых Т-80УД." Цитата
В техническом плане есть минус - гусеница с обрезиненной беговой дорожкой тяжелее, при качении резины по резине выше сопротивление качению, соответственно возрастают потери мощности в ходовой части, растет расход топлива, и гусеницы и катки сильнее нагреваются и быстрее изнашиваются. Опять же гусеница с обрезиненной дорожкой дороже в производстве. Но о производстве у нас речь не идет, пока еще есть кое какие запасы, оплаченные в свое время Министерством обороны СССР. Ну, а все остальное, считаем не существенным, в силу того, что по факту эти гусеницы есть в наличии, а других попросту нет.
Сложнее с катками. От отчаяния украинские снабженцы объявили о скупке новых катков для Т-72 через Интернет. Вот пример подобного объявления.
Готовы платить за каток по 700 долларов. Но покамест ведется скупка, умельцы Киевского ТРЗ нашли замену - начали устанавливать на Т-72 катки от Т-62 и Т-55. Эти катки тяжелее и больше по диаметру, что не самым лучшим образом сказывается на КПД ходовой части. Хотя о каком КПД речь, если на кону сотни миллионов долларов?
Нравится ли такой подход украинским заказчикам? Видимо, раз пока покупают - да. Но тревожные "звоночки" уже есть. Так, в середине декабря в Доминиканской республике
был застрелен заместитель начальника департамента компании "Укрспецэкспорт" Станислав Литвин, непосредственно занимавшийся эфиопским контрактом. Кто знает, произошла ли эта трагедия по случайности, или же под прикрытием версии об ограблении, украинский чиновник ответил за аферы своего руководства. Действительно, желающим прикупить танки и прочую бронетехнику на Украине стоит серьезно призадуматься над целесообразностью данного шага, ибо, как мы видим, в деле производства и модернизации БТТ промышленность этого государства полностью не дееспособна.